Россериал

ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ О СЕРВИСЕ

Что делать, если звонят по чужому кредиту? - ABANKI.RU

Пожалуй, каждому приходилось если не сталкиваться лично, то наблюдать за тем, как кто-то из друзей или родственников воюет с кредитными организациями или с коллекторами, которые звонят по ошибке. Действительно, это может стать настоящей проблемой, если не знать, что делать. Рассмотрим несколько алгоритмов действий, которые пригодятся тем, кто оказался жертвой мошенничества.


Итак, вам позвонили с требованием вернуть кредит, которого вы не брали. Что делать дальше? Прежде всего, не паниковать и постараться проанализировать ситуацию. Чтобы разобраться с проблемой, вам нужно знать следующую информацию. Во-первых, кто вам звонит. Уточните у собеседника, из какой он организации. Вам могут звонить из банков или микрофинансовых организаций (МФО) или же из коллекторского агентства. Спросите название организации, адрес и контактный телефон.


Следующее, что вам нужно выяснить – это имя заемщика, который вас подставил. Им может оказаться как ваш знакомый или дальний родственник, оставивший ваш номер телефона вместо своего, или совершенно посторонний человек, специально назвавший при оформлении кредита неправильный номер, который по неудачному стечению обстоятельство оказался вашим. Еще один вариант – кто-то из ваших знакомых, родственников, коллег или соседей вписал ваши данные в договор с кредитной организацией как данные близкого человека. Тогда с вас будут требовать не возвращения кредита, а повлиять на должника.


Обратите внимание, как к вам обратился позвонивший: если называют ваше имя, значит, это как раз последний случай. Если назвали другое имя, значит, кто-то оставил ваш телефон вместо своего.


Сразу же скажу, что спорить с позвонившим, просить его больше сюда не звонить, убеждать, что вы не брали кредит, не надо. В этом нет никого смысла, потому что звонят, чаще всего, простые операторы, который ничего не решают и только обзванивают тех, кого им сказали. Вы поругаетесь с одним – в следующий раз вам позвонит кто-то другой. К конструктивному решению проблемы это не приведет.


Так что же делать? Первый шаг – подача письменной претензии. В большинстве случаев это работает, независимо от ситуации и типа организации, из которой вам звонили. Для этого вам и нужно точно знать название и адрес банка, МФО или коллекторского агентства, чтобы понимать, куда нести жалобу. В жалобе укажите свои данные, данные о должнике (напишите, знаете ли вы его или нет; если да, то укажите, что не давали ему разрешения оставлять свои данные при оформлении кредита), а также время звонка, имя оператора и все, что запомнили из разговора с ним. В конце укажите, что вы требуете прекратить звонки, так как не имеете ни какого отношения к кредиту или займу и не давали разрешения на обработку персональных данных.


Лучше передать претензию лично, так меньше рисков, что она затеряется. На ее рассмотрение уходит обычно две-три недели. Скорее всего, вам больше не позвонят. Но на всякий случай сохраните копию письменной претензии, она может вам понадобиться, если дело дойдет до суда.


Если же звонки продолжаются, действовать придется более решительно. На этом этапе алгоритм действий будет различаться в зависимости от того, из какой организации вам звонят. Если вас преследует банк или МФО, то обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). К своей жалобе приложите копию письменной претензии.


Все вышесказанное подтверждает и руководитель юридического отдела МФО «Срочноденьги» Андрей Пухов. «Необходимо срочно подать заявление в организацию, выдавшую заем, и попросить исключить ваш номер из базы данных, указав, что согласие на обработку своих персональных данных вы не давали. Если после этого звонки продолжатся – обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор», – советует юрист.


Обычно проблемы с банками и МФО достаточно просто решить. Но чаще всего преследуют должников не они, а коллекторы. Если верить экспертам, то кредитные организации, особенно такие небольшие как МФО, достаточно редко занимаются должниками сами. Просроченные платежи сразу передаются в коллекторские агентства. «У средних и малых МФО зачастую нет специальных отделов по взаимодействию с неплательщиками, да им и невыгодно тратить время на работу с ними. Такие компании передают просроченную задолженность на взыскание в коллекторские агентства. Во многом формат общения коллекторов зависит и от самого должника, так как на самом деле встречаются безответственные клиенты, которые оформляя займ, уже знают, что не будут его возвращать», – поясняют в МФО «Быстроденьги».


Если вам досаждает коллекторское агентство, вы тоже можете обратиться в Роспотребнадзор, но более эффективным будет направить жалобу в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). В этом случае можно рассчитывать, что жалоба будет рассмотрена в течение двух-трех дней, а не недель, как в Роспотребнадзоре. Можно направить жалобу сразу в обе организации.


Если вышеперечисленные меры по какой-то причине не помогли, то придется обращаться в правоохранительные органы. Это самый крайний случай, так как дело, скорее всего, дойдет до суда, а это потребует от вас значительных временных и психологических затрат. Но если другого варианта не остается, придется действовать.


И в конце стоит сказать еще об одном варианте. Выше мы обсуждали только случаи, когда вам звонят по чужим долгам. Но иногда в системах банков и МФО могут произойти сбои, из-за которых вам могут начать звонить по уже выплаченному вами ранее кредиту. Андрей Пухов советует: чтобы избежать такой ситуации, обязательно сохраняйте все документы, подтверждающие выплаты по договору займа. «Это могут быть приходные кассовые ордера, чеки или квитанции. Кроме того, при закрытии договора настоятельно рекомендуем взять у заимодавца справку о полном погашении долга: на ней должна стоять подпись уполномоченного сотрудника и печать организации», – говорит юрист.


Как видите, у этой проблемы есть несколько вариантов решения. И смена номера телефона в эти варианты не входит. Лучше сразу разобраться в ситуации, чтобы ее не усугубить.


займы онлайн без отказа